Секреты творчества на конкурсной основе.

      
Поиск такого пути – это и есть искусство в самом широком смысле. Само слово «искусство» содержит в себе понятие «искусственный», то есть созданный человеком, не природный. У каждого человека есть потребность проявиться, самовыразиться. Именно такую возможность и предоставляет молодым творцам конкурс «Время в зеркале искусства». Его ежегодно проводит Институт ритмологии Евдокии Марченко – ИРЛЕМ (Санкт-Петербург), а участие в нём принимают студенты не только России, но и стран СНГ. Наиболее ценным моментом конкурса, по признанию многих участников, становятся встречи и мастер-классы с членами жюри – известными режиссёрами, художниками, фотографами и другими признанными мастерами своего дела. Организаторы конкурса остаются верны одной теме – время. Именно его как феномен, как живую субстанцию, как четвёртую координату исследует Институт ритмологии и предлагает каждому освоить метод работы со временем – Ритмометод 7Р0.
 
       Что оригинально, или «Где я?»
       Известно, что любое творчество начинается с идеи, а она, или нужная информация о ней, может прийти откуда угодно и в любой момент. Но всё не так просто. Оказывается, далеко не всякая информация способна вдохновить нас на жизнеспособные идеи. В одной из работ основоположницы Ритмометода 7Р0 Евдокии Лучезарновой (Марченко) есть интересная мысль об особенностях восприятия информации нашим мозгом: «Человек работает по принципу отображения. А значит, только с третьего раза даёт нужный результат. Первый раз человека можно не слушать. О чём он говорит, как он говорит не важно, поскольку происходит сброс информации застаревшей, в нем засидевшейся. Как правило, на первую информацию идёт самая яркая реакция мозга. Люди от этого часто страдают и доставляют страдания другим. Второй рубеж, когда человек уже немного подумал, осмыслил и готов беседовать на тему, заданную при первой тематической беседе, можно ловить здравые мысли. Но только третий раз при беседе на ту же самую тему, когда человек не просто помыслил, а уже более-менее оформил свою реакцию, есть смысл его внимательно выслушать».
       Примерно те же процессы происходят в человеке, когда он начинает творить, что-то создавать. Об этом рассказал режиссёр Юрий Мамин (к/ф «Окно в Париж», «Не думай про белых обезьян» и др.).
        – Это очень сложная вещь. Сначала в голову приходит масса банальностей, ты их отбрасываешь, – говорит Юрий Мамин. – Студенты, как правило, не отбрасывают банальности, не включают воображение, поэтому бывают такие жалкие мысли…  На лекциях в театральном институте у меня бывало так: сидит 20 студентов, даю им задание, в итоге все придумывают одно и то же, потому что это первое, что пришло в голову. И ни у кого даже мысли не мелькнуло «… а может быть это не оригинально». Я им говорю, что вы занимаетесь совершенно не тем творчеством. Если вы собираетесь стать мастерами – искусство требует отбора и оригинальности, понимания «где я?». А вы предложили 20 примерно одинаковых работ. Когда вы придумываете, то должны одновременно поставить себя на ме
 
сто зрителя, который будет это смотреть. Вот представьте человека, которому будет интересно смотреть то, что вы предложили: в кадре в течение пяти минут человек сидит и размешивает ложечкой чай? Ты подумал, что другому, когда он будет это смотреть, просто станет скучно? Оказывается, никто об этом и не думал.
 
– От чего, по-вашему, зависит разнообразие творческих идей?
– Когда человек приступает к созданию чего-то, включается очень серьёзный процесс. Он начинает вспоминать, что связано с этой темой, подбирает образы, а затем начинает выбирать. Это зависит от знаний. Если есть багаж знаний, значит, есть из чего выбирать, сравнивать с чем-то, способность себя критиковать.
 
– Получается, что тема времени более близка тем, кто дольше прожил, у них и образов, ассоциаций, и мыслей на эту тему больше. А молодым она недоступна?
– У взрослых людей опыта, конечно, больше, но дело не в этом. Есть ещё понятие – талант. Ведь юный Моцарт или Пушкин, или Лермонтов, проникали гораздо глубже в суть вещей, и сегодня их пытаются понять, в том числе и очень взрослые люди, и ещё несколько поколений будут это делать.
 
– Значит талант – это умение проникнуть куда-то дальше, куда все остальным не дано?
Да, это зоркость, своего рода ясновидение, возможность увидеть привычные вещи в новом свете. Когда однажды выходишь на улицу, и у тебя глаза открываются. Ведь обычно многого не замечаешь. Вот, например: ищу я натуру для съёмки, весь город объезжаю, а потом нахожу то, что нужно у себя во дворе. Хотя видел много раз, но у меня это просто выпало. В процессе творчества сразу становится понятно, действительно человек способен на оригинальную идею, или пользуется банальностями.
 
– Может быть, прежде чем приступать к творчеству, нужно навести порядок внутри себя? Попытаться понять, что тебя привлекает в той или иной теме? Почему ты хочешь в этом разобраться и рассказать об этом другим? Ведь есть же утверждение: ничто не ново в этой жизни, но мир ещё никогда не видел это твоими глазами.
– Любое творчество – это путь к себе. И для молодого человека это очень важно. Но как трудно людям докопаться до себя… Иногда из своих студентов я вытаскиваю это клещами, настолько уже зашорено сознание. Взять даже такой пример, когда на режиссуру поступают те, кто хочет быть около искусства, а стать артистом недостаточно таланта. И они представляют себе такую гламурную картинку: роскошный «Кадиллак» подъезжает к красной дорожке, режиссёр в обнимку с красавчиком артистом, вокруг девочки, репортеры, и деньги текут рекой… Ради этого идут в профессию, а когда узнают, что здесь нужно работать, то оказываются к этому не готовы и сразу теряют интерес. Поэтому, конечно, начинать надо с познания себя, своих внутренних потребностей и мотивов.
 
Реклама как искусство
Конкурсы для того и существуют, чтобы попробовать свои силы и понять, насколько тебе это интересно и нужно. И насколько твоё творчество нужно и интересно другим. Очередной этап конкурса «Время в зеркале искусства» Института ритмологии Евдокии Марченко (ИРЛЕМ) посвящён рекламе. Вернее, одной из актуальных её тенденций – вирусной рекламе. Чем же можно привлечь внимание пользователей к теме времени как реальной координате, которой можно управлять и использовать себе во благо?
«Время двойное. Оно протекает внутри каждого мозга – это наше внутреннее время. И есть наружное время, – пишет в одной из своих книг Евдокия Лучезарнова (Марченко). – Когда мы начинаем работать со временем, а оно есть всегда, время протекает через каждый мозг, просто одни люди умеют со временем работать, а другие нет… Напитанный мозг подарит вам огромное количество счастья, ослепительную жизнь… Мозг надо кормить. Но мозг можно и отравить. А отравленный мозг не может быть счастливым, он не успевает руководить телом, не успевает руководить работой, не успевает руководить информацией. И постепенно-постепенно он схлапывается, и человек становится таким маленьким. А вы должны быть большими и красивыми…».
Способность к творчеству – это ведь тоже удел работы мозга. Но творить произведения искусства может только гениальный мозг, мыслящий нетривиально, видящий то, что другие не видят, а также работоспособный. Скорость же работы мозга определяет время, протекающее внутри него. Насколько такие и другие идеи удастся проявить участникам конкурса, можно будет увидеть уже в декабре 2012 года – на церемонии награждения победителей в Санкт-Петербурге.
Анна ЖАРОВА